nino56 (nino56) wrote,
nino56
nino56

Category:

Про репку и пятую ногу

Одна из самых ранних сказок, которые рассказывают родители детям в России, это сказка про репку. Все вы ее, конечно хорошо знаете. Дед там никак не может вытащить из земли огромную репищу, зовет бабку, внучку и т.д.
Кто бы мог подумать, что из-за этой сказки ломается столько копий, люди ведут яростные споры и считают ее неразрешимой загадкой? Не все, конечно, а те, что читали оригинальный вариант.
Дело в том, что тот текст, который нам известен, это уже поздняя обработка сказки. А в изначальном виде она была записана русскими фольклористами в Архангельской губернии и опубликована в 1863 году Александром Афанасьевым в сборнике "Русские народные сказки".
Выглядит она в этом сборнике очень странно и непривычно для сегодняшнего глаза. Приводим текст целиком:

Посеял дедка репку; пошел репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может! Созвал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла нога. Нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой ноги). Пришла пята нога. Пять ног за четыре, четыре ноги за три, три ноги за две, две ноги за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!



Что мы видим? Никакой кошки и мышки здесь нет. Зато есть какие-то непонятные ноги, которые собственно и решают проблему деда. Вот только почему их приходит друг за другом пять штук?
Над загадкой пятой ноги уже достаточно долгое время бьются литературоведы, фольклористы, журналисты и пользователи интернета. Версии высказываются самые разные - тут видят отсылки к дням недели, к славянскому календарю, к астрономии.
Одно из самых оригинальных объяснений указывает на особенности славянской архитектуры. Якобы "пятой ногой" славяне называли угол в 60-70 градусов, под которым должны были ставиться стропила для поддержки крыши.



Но последние исследования обнаружили аналоги сказки о репке среди русских песен-скороговорок. Там тоже дед сеет репку, а потом начинается суматоха - приходят ноги и т.д. Вот только ног здесь может быть и пять, и шесть, и семь - аж до десяти!

Вывод прост - никакой сакральности в пятой ноге нет. Просто бабушка из Архангельской губернии, рассказывавшая фольклористу эту сказку, остановилась на пятой ноге. А могла бы на восьмой или десятой. Сама же сказка относится к числу так называемых докучных и может рассказываться детям до бесконечности, пока они не заснут. Это все равно, что считать овец.

https://zen.yandex.ru/media/litinteres/tainy-russkih-skazok-repka-5be6dc650a47b500aab0110e?&from=feed
Tags: это интересно.
Subscribe

promo nino56 january 6, 2015 00:31 3
Buy for 20 tokens
Этот чёрный туннель казался бесконечным. Дарсен Блэйн проваливался в него всё глубже и глубже, но страх от падения постепенно исчезал. Даже кромешная тьма уже не так давила, и спокойствие заполняло его всего без остатка. Где-то там, вне туннеля, раздавались голоса, они казались Дарсену…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments